В прошлом сезоне свитшоты с надписями были 100% хитом. В этом сезоне искрометные цитаты, хэштеги и номера-фамилии можно встретить на рюкзаках, платьях и кепках. Как дела развивались? Давайте вспомним!
Мода – прикладное искусство. Поэтому если появляется необходимость в определенных вещах, это всегда обусловлено практическими потребностями. Казалось бы, какую практическую пользу могут принести слова, написанные на одежде? Тем не менее, в античной Греции очень любили подписывать пояса и украшения именем хозяина, а греческие гетеры носили сандалии, надпись на подошве которых гласила “Иди за мной”, и по следу, оставшемуся в песке, любой мог найти дорогу в её дом.
Средневековье принесло моду писать рыцарский девиз не только на доспехах и оружии, но и на всех предметах обихода, включая аксессуары прекрасной половины человечества.
В 60-х вместе с плакатами на многочисленных манифестациях начали появляться “говорящие” футболки с надписями социального характера. С этого момента и навсегда футболка, а затем и другие элементы гардероба, стали холстом, на котором любой желающий может выразить свои политические взгляды, эстетические предпочтения или просто индивидуальные черты характера. В это же время появляется “газетный” принт, отпечатки для которого делаются с реальных газетных страниц.
В начале 70-х начинающий дизайнер Вивьен Вествуд сделала коллекцию маек с цитатой из лидера испанских анархистов Дурутти Буэновентуры “Мы не боимся руин”. Хард-рок и панк-музыка тоже внесли свою лепту в легализацию надписи не только как дополнительного орнамента, но как самостоятельной части образа, превращающей человека в модный манифест, в первую очередь носителя идеи и “человека мыслящего”. Названия любимых групп, цитаты или просто придуманные фразы, вроде легендарной “I hate Pink Floyd” , красовавшейся на груди лидера Sex Pistols Сида Вишеза, стали частью британского, а затем и мирового прогрессивного стритстайла и навсегда остались в истории моды.
Легкомысленные 80-е породили новый бум – неоновые надписи не несущие особой смысловой нагрузки – от энергичного “Dance” всех цветов радуги и названий курортных городов с изображением пальм и оранжевого заката до надписей из комиксов и имён любимых поп-идолов. Разноцветная надпись “Madonna” лидировала в хит-параде, а сама поп-икона шокировала общественность тишоткой “Italians do it better” и пёстрым джинсовым жакетом с надписью “Boy Toy”. Кроп-топы с короткими надпиями “Yes” , “No” или попросту “Sex” заполоняют модные клубы и улицы европейских столиц. В 1986 году Жан-Поль Готье создаёт коллекцию одежды, на которой в стиле плакатного рисунка 20-30-х годов кириллицей написано его имя. Коллекция производит фурор, а “русская тема” входит в моду из-за потеплевших отношений между Западом и Россией. Следующим русским хитом конца 80-х станут тишотки с надписью “Perestroyka”.
В 90-е обе предшествующие тенденции соединяются воедино: социальные высказывания Greenpeace, майки “Nirvana” и “Depeche Mode”, тексты гранжевых групп на шарфах и футболках и в то же время неоновая “Lambada” на джинсовой юбке с оборками, худи с яркой надписью “Hip Hop” и крупные логотипы брендов-мастодонтов от Coca-Cola до Adidas.
А в начале 2000-х надписи покидают подиумы и улицы, ненадолго уступив эстафету принтам всех мастей. Единственное исключение – работа американского художника Стивена Спрауза для Louis Vuitton в 2001 году, когда лаконичная монограмма бренда превратилась в поток весёлых каракулей.
Сейчас свитшоты по-прежнему остаются самым частым “носителем информации”: цитаты, двусмысленные высказывания, ироничные фразы и просто слово, выражающее сиюминутное настроение стало одной из самых ярких тенденций лета 2014. Похоже, что дизайнеры снова хотят вернуть нам возможность превращения из fashion victims в людей с активной жизненной позицией. А заодно и больше рассказать о самих себе. Ведь что может быть лучше свободы самовыражения с возможностью прямого и откровенного высказывания?